|   | 
             Ее 
			  имя - творчество, собственное, только мое. Оно жило и во мне, и 
			  параллельно со мной, оно жило даже в фугах Баха и этюдах Мошковского, 
			  когда от какого-нибудь внезапно понравившегося мне бемоля музыка 
			  уже развивалась в совсем другом направлении, и этюд Мошковского 
			  неожиданно заканчивался пьесой Леси Горовой. Практически на всех 
			  академических концертах я играла хотя бы одно свое произведение. 
			  Потом к музыке присоединились еще и стихи. Так начались песни. Я 
			  писала всюду: на тетрадях по физике, математике, чертила нотные 
			  линии, на которых нотами ложилась моя музыка, и была безумно счастлива. 
			  До сих пор храню исторически-магический карандаш, которым я в школьные 
			  годы записывала свою музыку. Точила его только зубами, - это был 
			  ритуал, и от всех прятала. Свои песни я исполняла родным, друзьям, 
			  близким людям. Но была одна проблема: в то время в музыкальных школах 
			  не преподавалась композиторская техника или импровизация, даже факультативно. 
			  Не было педагога, который что-то бы подсказал или подкорректировал. 
			  И я писала просто так, как хотела, как умела. Впервые профессионально 
			  композицией я начала заниматься только в 9 классе специальной музыкальной 
			  школы им. Соломин Крушельницкой во Львове. 
			Первые эксперименты 
			  Потом было пять лет консерватории, я стала дипломированным композитором 
			  и начала преподавать в Киевской детской академии искусств. Первыми 
			  предметами, которые я вела, были сольфеджио и фортепиано. Но очень 
			  скоро я решила ввести в программу новый предмет, экспериментальный, 
			  для таких маленьких учеников, которым было от 6 до 8 лет, так как 
			  Академия существовала только второй год. Я создала класс импровизации 
			  и композиторской техники. У меня еще не было своей методики, навыков 
			  преподавания, но я чувствовала, как это надо делать. Сначала я попыталась 
			  понять каждого ребенка, его внутренний мир, что его беспокоит, чего 
			  он боится и чему более всего радуется. Попыталась почувствовать 
			  его характер и темперамент, воспринимая его как маленькую личность. 
			  Потом мы вместе пытались на инструменте отобразить картины природы: 
			  дождик и солнце, времена года, как поет ручеек и как шумит море. 
			  Маленькие человечки научились даже передавать в музыке свои настроения. 
			  Было все - чувство радости за хорошую отметку и обида за то, что 
			  ругала мама. Иногда дети задавали смешные вопросы: "Как я Вам 
			  сыграю свой звонкий смех, если я не знаю, на какие ноты надо нажимать?" 
			  На что я отвечала: "А ты закрой глаза и не думай о нотах. Просто 
			  брось руки на клавиши и передай свое настроение, свой смех. И ты 
			  услышишь - зазвучат как раз те клавиши, музыку которых можно назвать 
			  твоим звонким смехом". 
			Мир музыкальной сказки 
			  С каждым новым уроком я видела, как у юных музыкантов загораются 
			  глаза оттого, что они сами что-то могут написать. Дети открывались, 
			  они становились раскованными, уверенными в себе и понимали - что-то 
			  для этого мира они уже значат. Темы наших произведений постепенно 
			  расширялись, творились целые сказки: о новогодней встрече с НЛО, 
			  о большой волне цунами, о девочке, которая не могла видеть солнце, 
			  о дружбе четырех океанов. Сюжеты создавались самими детьми, потом 
			  иллюстрировались музыкой и исполнялись. Некоторые дети писали стихи, 
			  и тогда получались песни. Некоторые рисовали рисунки под впечатлениями 
			  своих музыкальных произведений, или наоборот рисовали рисунки, а 
			  потом их отображали в музыке. Моя задача заключалась в том, чтобы 
			  морально поддержать своих учеников, даже если что-то у них не выходит, 
			  дать совет, но ни в коем случае не сказать "плохо, "не 
			  годится" или, еще хуже, "у тебя нет таланта". Этими 
			  словами можно убить желание и стремление творить даже взрослого 
			  человека, и вряд ли после них захочется опять что-нибудь придумать. 
			  Не нужно быть скупым на похвалу, нужно уметь заинтересовать и направить 
			  в правильное русло фантазию ребенка. 
			  Маленькие композиторы приносили свои творения, и я помогала им записывать 
			  их на ноты. При этом, передавая уже практические знания нотной грамоты. 
			  И потом было самое интересное - исполнение. Некоторые произведения 
			  были написаны для нескольких инструментов, вокальных ансамблей, 
			  хора. Ребята с удовольствием друг другу помогали, готовясь к академическим 
			  концертам, они даже шили костюмы к своим произведениям. Наши концерты 
			  были настоящими праздниками. 
			Сила творчества 
			  Творчество раскрепощает, оно дает человеку ощущение собственной 
			  значимости, важности, помогает выразить боль и радость, ту глубину 
			  чувств, которых порой не выразишь словами. Оно делает уверенными 
			  в себе, учит понимать и уважать творчество других. Потому что нетворческих 
			  людей просто не бывает. Одним словом, творчество исцеляет. 
			  У меня родилась дочь, и я на некоторое время оставила Академию. 
			  Мои студенты приходили ко мне в гости, консультировались (к тому 
			  времени в моем классе было 28 учеников, среди которых лауреаты международных 
			  и всеукраинских конкурсов юных композиторов). Моя малышка подрастает 
			  в творческой атмосфере, кроме того, что я преподаю, я, конечно же, 
			  много пишу сама, выступаю на концертах и пою свои песни. И моя дочь 
			  тоже поет и танцует, повторяет все то, что делаю я. Но самое главное 
			  для меня, чтобы она гармонично развивалась, без комплексов, без 
			  страха перед трудностями и неудобствами, без страха перед жизнью. 
			  И научить ребенка творить, вернее, раскрыть у него этот дар - это 
			  первый шаг на пути воспитания сильной и интересной личности. Такой 
			  человек не будет бояться отстаивать свое мнение, он будет уметь 
			  слушать других, он будет жить в своем прекрасном мире и каждый раз 
			  радоваться тому, что какая-то гениальная идея пришла в голову именно 
			  ему, а не кому-то другому. Он будет уверен в себе и будет морально 
			  здоров. Это уже потом надо будет его научить, что, кроме таланта, 
			  нужно еще и много работать, чтобы осуществлять свои мечты. 
			Творим вместе, творим дома 
			  Творчество присутствует во всем. И, конечно, взрослому человеку 
			  проще разобраться, что именно его в этом мире, а что нет. А как 
			  же быть с малышами? 
			  Бедные мамочки не знают, куда отдать своих чад, пробуют всевозможные 
			  кружки, некоторыми остаются довольны, в других разочаровываются. 
			  И все-таки ребенок большую часть времени проводит дома. 
			  Хочу поделиться своим опытом и как педагога, и как мамы, как можно 
			  у себя дома родителям и их малышу вместе заниматься творчеством. 
			  Ведь для этого совсем не обязательно знать нотную грамоту или уметь 
			  красиво рисовать, важно просто научиться выражать себя. 
			  * Если у Вас дома есть музыкальный инструмент (лучше всего фортепиано 
			  или синтезатор), сыграйте на нем сами имитацию дождика, бури, и 
			  спросите малыша, с чем это у него ассоциируется. Потом попросите, 
			  чтобы он показал на инструменте, как поют птички, как скачут зайчики 
			  и идут слоны. Если малыш не справиться с задачей, объясните ему, 
			  что верхние нотки - это птички, средний регистр - зайчики и белочки, 
			  а внизу всегда идут слоны, бегемоты и медведи. Упражнение можно 
			  усложнять и развивать, показывая на инструменте новые образы. Если 
			  в доме нет музыкального инструмента, все вышесказанное можно сделать 
			  при помощи голоса, т.е. петь. 
			  * Возьмите две или более игрушек малыша и придумайте историю о том, 
			  как они играют, ссорятся, а потом мирятся. Пусть ребенок покажет 
			  это на инструменте, он может сыграть даже одним пальцем, главное, 
			  как он различит эмоцию ссоры и примирения. Этот сюжет можно потом 
			  постараться нарисовать. 
			  * Пусть ребенок постарается сыграть себя: как он сердится, радуется. 
			  Пусть он нарисует на бумаге эти две эмоции, - важно увидеть цветовую 
			  разницу. 
			  * Расскажите малышу стишок или маленький рассказ. Пусть попробует 
			  передать на инструменте хотя бы одного героя из этого рассказа. 
			  Потом попробуйте вместе с ним придумать собственную сказку, героями 
			  которой будет сам малыш и его игрушки. Постарайтесь вместе придумать 
			  музыкальную тему для каждого героя, сыграть на инструменте или спеть. 
			  Музыкальные характеристики могут быть самыми разными: лирическая 
			  тема, веселая, тревожная и т.д. Еще не зная нот, он должен научиться 
			  передать характер. 
			  * Если Вы хотите отдавать малыша в музыкальную школу, как дополнительный 
			  инструмент можно выбрать блок-флейту (это очень помогает детям, 
			  у которых есть проблемы с дыхательными органами, а также хорошо 
			  развивает моторику, т.к. ребенок много работает кончиками пальцев). 
			  Скрипка очень хорошо развивает слух, ударные инструменты развивают 
			  чувство ритма. Вообще, занятия музыкой хорошо развивают память. 
			  * Организовывайте семейные вечера рифмованной строки. Члены семьи, 
			  каждый по очереди, придумывают маленький стишок (можно двустрочный), 
			  например: "Папа, мамочка и я - очень дружная семья". Маленький 
			  человечек так увлечется этим соревнованием, что сам обязательно 
			  что-нибудь придумает. Он может выдумать какое-то свое новое слово, 
			  может не попасть в рифму, но его обязательно нужно похвалить и продолжать 
			  игру, объясняя, что такое рифма и приводя примеры. Если у малыша 
			  не получается придумать сразу две строчки, то Вы ему подскажите 
			  первую. Например: "Дождик падает опять". А малыш пусть 
			  с Вашей помощью придумает: "Значит надо зонтик взять". 
			  И наоборот: пусть он придумает первую строчку, а Вы вторую. Для 
			  моей семьи эти вечера уже стали традицией. Моя дочь Лида в три года 
			  уже сама сочиняла стишки: "Шість, сім, вісім, дев'ять, десять,/ 
			  Мою маму звати Леся", "Мої рідненькі батьки/ Дуже люблять 
			  огірки". Результат может превзойти все Ваши ожидания. Наша 
			  дочь, например, уже в три с половиной года сумела после таких занятий 
			  сочинить сложное для такого возраста стихотворение: "Мама каже: 
			  "Донечко, ти маленьке сонечко". А я кажу: "Я велика, 
			  коли взута в черевики". Поэтому, с какого возраста заниматься 
			  с детьми такими упражнениями, решать Вам, но я думаю, что тянуть 
			  не надо. 
			  * Ритмические упражнения. Простучите в ладоши простой ритмический 
			  рисунок, пусть малыш повторит его. Потом сделайте наоборот, пусть 
			  он первым даст Вам задание повторить свой ритм. Далее Вы прохлопайте 
			  небольшой ритмический рисунок, а Ваш ребенок пусть прохлопает вторую 
			  половину. И наоборот. Запомните наиболее удачный или понравившийся 
			  ритм, прохлопайте его вместе и постарайтесь под этот ритм подобрать 
			  мелодию или песенку. 
			  Если Вы видите, что интерес ребенка к этим играм еще слаб, подождите 
			  немного и попробуйте заинтересовать его другими проявлениями творчества: 
			  лепкой из пластилина, конструктором, танцами..., - и Вы сами увидите, 
			  к чему больше тянется малыш. Старайтесь петь ему колыбельные, читать 
			  сказки, учить с ним известные детские песенки, ходить в театр на 
			  детские спектакли, обязательно обговаривая их потом, тем самым развивая 
			  у ребенка собственное мнение. 
			Спасаем наши души 
			  Иногда, что-то рисуя, напевая или играя, даже собирая конструктор, 
			  ребенок рассказывает своим виртуальным друзьям такие секреты, которыми 
			  порой трудно поделиться с мамой, папой и даже с друзьями. И если 
			  маленький человечек научится раскрывать свои секреты посредством 
			  творчества, у него есть все шансы избавится от комплексов, не таить 
			  в сердце обиды, прощать, т.к. весь свой негатив или позитив он научится 
			  перевоплощать в произведения искусства. И будет получать от этого 
			  радость, будет уверен в себе, станет добрее, отзывчивее, более сочувственным. 
			  В то время, когда телеэфир нам навязывает фильмы, в которых полно 
			  насилия и крови, когда закрываются детские программы, чтобы освободилось 
			  время для еще одной рекламы, когда компьютер для ребенка ассоциируется 
			  с игрушками, в которых нужно стрелять и убивать, мы, родители, сами 
			  должны спасать души своих детей, открывать для них мир прекрасного. 
			  И творчество - это один из этих путей. 
			Энергия творчества 
			  Когда человек творит, он вбирает в себя космическую энергию. Когда 
			  человек постоянно занимается творчеством, у него очень хорошо развита 
			  интуиция, он умеет глубоко чувствовать, и улавливает подсказки, 
			  которые даются ему свыше. Человек, который творит, не способен на 
			  зло, он притягивает к себе людей и вместе со своими произведениями 
			  дарит им огромную позитивную энергию. 
			Заражайтесь творчеством 
			  И еще я поняла, творчеством можно заразить. Это как вирус. Я занималась 
			  с девочкой, учила ее играть на фортепиано. Ее мама просто попросила 
			  меня научить дочку игре на фортепиано, о творчестве мы даже не разговаривали. 
			  Прошло полгода, я, как обычно, пришла на занятия, а Аня (так зовут 
			  девочку) взволнованно заявляет: "Леся, на меня что-то такое 
			  вчера нашло, я целый день импровизировала за фортепиано и написала 
			  свое произведение". "Боже, - подумала я, - таки заразила 
			  девочку, даже этого не желая". Ну и чудесно! Аня написала цикл 
			  своих произведений, и ей теперь безумно нравится творить. 
			  Заражайтесь творчеством и Вы, это лекарство от всех на свете переживаний 
			  и депрессий. Придумывайте, мечтайте, рисуйте, творите! И пусть Ваши 
			  дети берут с Вас пример. 
			Песни в подарок 
			  А я хочу вас заразить своим творчеством и ознакомить с книгой "Відчинилося 
			  життя", которую я недавно издала. Это нотный сборник моих песен 
			  для детей (в сопровождении фортепиано). Книга красиво иллюстрирована, 
			  в нее вошло 30 песен разной тематики, которые будут интересны для 
			  детей любого возраста. В подарок к сборнику прилагается CD с избранными 
			  песнями. 
			  Самый приятный комплимент, сделанный книге, который я слышала от 
			  мам: "Включаю компакт-диск и целый час занимаюсь своими делами 
			  по дому, пока мой малыш слушает, просматривая книгу, все песни, 
			  а потом просит еще и еще..." 
			ЛЕСЯ ГОРОВА. Исцеление творчеством 
			  // Для будущих мам. - 2006. - № 11 (ноябрь). - С. 44. 
   		   | 
           
		   |